История вязания: от забвения до заслуженного признания
Как известно, мода и различные технологии производства тканей, полотен, одежды взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Появление новых усовершенствованных, а иногда и просто революционных способов производства дает мощный толчок развитию какому-либо модному направлению. Разработки технологий производства таких тканей как бархат, искусственный шелк, различные синтетические ткани, вельвет, органза и другие (этот список достаточно внушителен) в свое время произвели настоящий фурор в мире моды и надолго определили ее развитие. Современная мода еще более не статична, она развивается с огромной скоростью, ищет новые ткани, новые технологии, идеи, направления. Изучив более подробно модные тенденции, историю одежды и костюма, мы обнаружили интересный факт. Вязанию как технике производства в истории не было уделено должного внимания, не использовались все его возможности. У каждого факта есть свое объяснение, своя причина. Давайте разберемся, почему в истории моды о вязании так мало сведений, и оно не было той тенденций, которой бы в какой-либо период времени были одержимы все модницы.
Вязание – древняя техника. Впервые оно упоминается в египетских папирусах, датируемых V—III веком до нашей эры. В средние века сведения о вязании представлены лишь информацией о таких вязаных вещах как чулки и литургические перчатки. Возникает резонный вопрос – неужели в это время не изготавливали и не носили каких-либо других вязаных изделий? Тем более еще из курса школьной истории, мы помним, что именно в средние века, точнее в XVI в., была сконструирована первая вязальная машина. Почему это техническое нововведение не повлияло на модные тенденции своего времени, как это, например, было с бархатом?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит более подробно остановиться на источниках знаний об истории одежды. В средние века эту роль выполняли различные гравюры, фрески, портретные и сюжетные картины. Кого же чаще всего изображали на них? Правильно, знатных, благородных, богатых особ, которые могли себе позволить материально это удовольствие. Высокопоставленные дамы того времени предпочитали дорогие меха, парчу, бархат. И именно они из вязаных вещей носили только чулки, так как такие чулки отличались удобством, практичностью и, самое главное, были не видны окружающим. А, следовательно, их можно было носить из самых простых материалов. Но ведь в средние века кроме богатых женщин, были и простые крестьянки, которых не так часто изображали на картинах да гравюрах. Им нужны были удобные, теплые, практичные, недорогие вещи. Всем этим требованиям отвечали вязаные изделия, чем и заслужили свою любовь у простого народа.
В женской моде, и не только в средние века, всегда существовало два направления в одежде. Первое было направлено на удовлетворение потребностей знати, женщин высшего света, которые были не стеснены в средствах, и не нуждались в рабочей, практичной одежде, в соотношении практичность, помпезность, величие предпочтение всегда отдавалось последним. И второе направление, тенденции которого формировали простые женщины, им каждый день приходилось много трудиться. Для них важно было удобство одежды, практичность и дешевизна материалов из которых она сделана. Крестьянки кроме вязаных чулок также носили вязаные юбки, кофты, рубашки. Что дает нам право сделать такие выводы, ведь как было отмечено выше, простых женщин средневековые художники не часто изображали на картинах? Для этого просто стоит взглянуть на некоторые современные изделия, которые скрывают в себе тайну веков, например, на вязаные шедевры жительниц островов Муху и Кихну, на орнаменты и технику изготовления современных ирландских и норвежских кофт. Также в домах простых жителей можно было встретить вязаные дорожки, салфетки и другие атрибуты интерьера. Богатые же женщины отдавали предпочтение тонким вязаным предметам гардероба – шалям, накидкам, которые соответствовали их аристократическому образу.
Большие перемены в гардероб женщин, как простых, так и богатых, принесла первая мировая война. Теперь главным требованием к одежде является ее удобство. Впервые женщины начинают носить одежду, ранее традиционно считавшуюся только мужской – брюки, мужские костюмы. Война во много раз ускорила процесс борьбы женщин за право ношения мужской одежды, она оказалась намного эффективнее, набиравшей в то время силы, борьбы за равноправие женщин во всем, в том числе и в праве выбора гардероба. Вязаные изделия с присущей им практичностью, теплотой не могли не стать одними из фаворитов этого временного периода. Особой популярностью пользовались изделия машинной вязки – трикотаж, чему поспособствовали такие знаменитые женщины как Коко Шанель и Грета Гарбо. Также этому способствовала и наука, так в 20-х годах было изобретено искусственное шелковое волокно. Шелковый трикотаж не оставил равнодушным сердца модниц. Однако и здесь возникли препятствия для широкого распространения трикотажа. Так как он непритязателен в уходе (его не нужно, например, крахмалить), то возникло такое предубеждение, что его носят неряшливые, неприхотливые люди. Знатные же женщины, которые носили трикотаж, считались экстравагантными, что придавало им еще больше шику.
Вязание намечает и пробивает себе путь в мировую моду дальше. Так в конце 30-х годов в специальных альбомах для рукоделия появляются схемы, инструкции вязания самых разнообразных предметов женского гардероба – кофт, платье, блузок, пуловеров, пальто. Также в это время набирают популярность и широкие трикотажные брюки.
После окончания первой и второй мировых войн уже и не могло быть речи о возвращении к прежней, неудобной моде, так как новые тенденции пришлись по вкусу современным женщинам. Свое место в ней нашлось и вязанию, которое и сейчас продолжает закреплять свои позиции в модном бизнесе. Особую ценность приобретают вещи ручной вязки, так как всем хочется иметь уникальную одежду, такую которой нет у других. Но заказывать такую ручную одежду достаточно дорого, и здесь приходят на помощь фирмы по изготовлению вязаных изделий. Машины программируют таким образом, чтобы машинная вязка была максимально похожа на ручную, то есть с небольшими ошибками, огрехами, свойственные человеческим рукам.
Итак, мы приходим к выводу, что вязание прошло длительный путь развития, от незаслуженного забвения до общемирового признания.