Союз противоположностей: как обустроить совместную детскую для мальчика и девочки
Когда детей двое, мальчик и девочка, примерно одного возраста, а детская только одна, то как-то надо так организовать в ней проживание обитателей, чтобы не случилось постоянной войны, слёз, разбирательств и жалоб. Надо научить детей сосуществовать, тем более, что этому рано или поздно придётся учиться в жизни. Так уж лучше рано, под доброжелательным присмотром, это поможет избежать многих шишек в будущем.
Итак, детки разные. Одной хочется играть тихо, второй жаждет шумных активных игр, и эта тихоня его раздражает. А бывает и наоборот, хотя и реже. Во всяком случае, дети склонны к эгоизму, могут в любой момент подраться, испортить игрушки или повредить обстановку в комнате. Надо заранее предусмотреть подобные ситуации и принять меры к тому, чтобы по возможности исключить условия для их возникновения.
Что могут сделать в такой ситуации родители? Им надо подумать, заняться перепланировкой детской, поискать варианты, чтобы увеличить комфортность совместного проживания разных детей в одном пространстве. Вот какие методы можно предложить.
1. Выделяем собственные зоны цветом и акцентами
Этот метод годится, если дети, хотя и ссорятся, но друг в дружке всё-таки нуждаются, и отделение их друг от друга вызывает у них тоску. Поэтому организовать персональные зоны надо попробовать мягкими методами. Например, спальные места имеют разную окраску и стен, и белья, и личных игрушек. Вплоть до того, то общий стол или тумбочка разделены яркой линией на 2 половины, каждая из которых выкрашена в свой цвет. Мебель у каждого ребёнка может быть одинакова, но цвет служит идентификацией принадлежности тому или иному ребёнку.
Эта методику действенна, дети её принимают и очень быстро привыкают вести себя соответственно.
2. Делим ковёр
Это – продолжение предыдущей методики зонирования комнаты. Чтобы не мешать друг другу во время игры, надо разграничить территорию, чтобы не было случайных и, тем более, намеренных нарушений «границ». Ковёр тут очень удобен. Можно провести физически заметную линию на общем большом ковре и приучить детей соблюдать неприкосновенность чужой территории. Это, кстати, очень пригодится им и во взрослой жизни.
А ещё лучше – выделить каждому ребёнку по собственному коврику для игры, желательно в рамках принятого цветового различия.
Это хороший вариант, потому что не всегда же они будут ссориться. А если захочется поиграть вместе, можно сдвинуть коврики или убрать границу по взаимному согласию. Учиться находить это «взаимное согласие» бывает трудно и родителям, и другим взрослым, а некоторые так и не могут этому научиться. Поэтому такой психологический тренинг чрезвычайно полезен.
3. Двухъярусная кровать
Это вообще хороший вариант для детской, даже если ребёнок у Вас один. Место освобождается для занятий или для систем хранения, а спать на втором этаже дети любят. Но, поскольку внизу, в случае двух детей, тоже должно быть полноценное спальное место, комната должна быть достаточно высокой. Иначе или на втором этаже будет душно, или на первом будет давить нависающая сверху кровать второго этажа.
Дети не против такого способа размещения, только, как правило, идёт борьба за место наверху. Второй этаж можно оформить и как чердак, получится место уединения.
4. Перегораживаем комнату
Это, разумеется, наиболее действенная мера. Можно перегородить комнату шкафом, тогда за его спиной получится отдельная персональная комнатка или уютное спальное место. Годятся для этой цели и стеллажи, и шторы.
Предмет, перегораживающий комнату, должен быть выбран с учётом площади комнаты и складывающихся между детьми отношений. Если они близки к антагонистическим, то шкаф, конечно, самое лучшее.
А если то ссоримся, то играем вместе, то тут подойдут шторы. Хотим - раздвигаем их и общаемся, а если поссорились, то задвинули шторы и перестали общаться. Шторы могут быть тяжёлыми и толстыми, а могут быть лёгкими и использоваться скорее символически.
Перегородки зато могут быть настоящими, на роликах, раздвижными. Это удобно, мобильно, не занимает места.
Принимая все эти меры, надо помнить, что они предназначены не для разделения детей, а для того, чтобы научить их сосуществовать в комфортной обстановке.
Детям необходимо привить понятие, что руководствоваться надо не только своими капризами, а одновременно потребностями других людей, их настроением и особенностями. То есть, надо приучить ребёнка к мысли, что он – не центр вселенной, а такой же человек, как его брат или сестра, или сосед по парте, или любой другой незнакомец. И все они хотят, чтобы к ним относились по-хорошему.
И ещё, «как аукнется – так и откликнется», и, если ты хамишь брату, то вряд ли он поступит с тобой хорошо. Так это брат, а чего ждать от чужих людей?
Вот сколько смыслов имеет обустройство детской. Впрочем, процесс воспитания идёт беспрерывно и неявно, и, если мы об этом не думаем, то это не значит, что мы не воспитываем определённым образом своих детей. В любом случае, человечек, даже маленький, нуждается в собственном пространстве, и надо ему эту возможность предоставить. И зонирование общей детской вполне приемлемо в этом плане.